Мастерская творчества и вдохновения

Техники акварели

Лессировка. Метод лессировок (от немец. Lassitrung — наносить тонкий, прозрачный слой краски) основан на использовании прозрачности краски, её свойства изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный слой. Чтобы нижний слой не размывался, перед последующим перекрытием ему дают хорошо просохнуть. В отличие от механического смещения, изменение цвета путём наложения одного слоя краски на другой основано на законе оптического сложения цветов.

В начальной стадии наносятся светлые тона, по ним вновь прозрачным слоем краски, следующие по силе и т. д. до завершения. Техника лессировок более подходящая в длительных по выполнению работах: с неподвижной натуры, например в натюрморте, а также работе по представлению, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при решении орнаментальных задач.

Техника лессировки

Ала – прима.  Метод А-ля-прима — живопись по сырому, написанная в один сеанс. Эта техника означает писать сразу, без последующих капитальных изменений. По этому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один приём. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод особенно уместен при исполнении пейзажных этюдов, когда изменчивое состояние погоды обязывает к быстрой технике.

Техника аля прима

При выполнении акварельной работы следует придерживаться правил:

1. В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают сначала слабыми, но верными по своим цветовым отношениям пятнами, оставляя с большой осторожностью светлые части (блики) предметов не закрашенными. Акварельные краски по высыхании высветляются, поэтому их можно брать интенсивнее и плотнее по цвету.

По мере накопления опыта необходимые тона можно брать в один или два приема, не рассчитывая на многократную повторную прописку, так как, чем большее количество слоев краски проложено на бумаге, тем менее прозрачным будет цвет предметов, одновременно увеличится возможность появления излишней жесткости и глухоты красочного слоя. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, легче угадать соседние тона. Кроме того, сразу положенные в полную силу цвета гораздо вернее передают первое и непосредственное впечатление от натуры.

2. Работая акварелью, надо стараться вначале не закрашивать те части рисунка, которые должны в конечном результате выглядеть светлыми. Первоначально прописывают теневые и плотные цветные поверхности предметов. Если начать работу с менее насыщенных объектов, то можно так преувеличить их цветность, что после окажется невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, правильно передать цветовые отношения.

З. Ослабление или усиление цвета предметов на разных планах делается следующим образом: совершенно чистой кистью (смоченной водой) смягчают краски и контур того предмета, который должен отойти вглубь. Если же задние предметы написаны в слабых тонах и дальнейшее ослабление их красок нежелательно, то можно «приблизить» предметы переднего плана, усилив их яркость и подчеркнув более определенно их контуры.

4. Качества акварельной живописи во многом зависят от техники исполнения. Отдельный мазок краски, положенный на бумагу, может быть сочным или сухим в зависимости от технического приема исполнения. Если краска разведена достаточным количеством воды и кисть впитала в себя достаточное количество красок, то на бумаге получится сочный мазок. Если кисть мало пропитана жидкой краской, то в порах бумаги остаются белые сухие пятнышки, работа производит впечатление «сухого» изображения.

Техника «сочного» письма дает возможность вернее передать материал предмета и сделать прозрачными глубокие теневые места. Самый хороший результат получится, если применить оба способа письма: все теневые места и рефлексы лучше писать только «сочным» способом, а света и полутени — «сухим». «Сочная» прокладка должна преобладать над «сухой».

Пейзаж. Акварель.

5. Освещенные места предметов имеют более четкие контуры. В тени и на дальних планах тоновые и цветовые контрасты слабее, формы не имеют резких очертаний. Изображение предметов в тени и на задних планах должно решаться более обобщенно. В этом случае лучше всего применять технику письма «по — сырому». Перед работой бумагу равномерно смачивают чистой водой при помощи ваты, мягкой тряпочки или большой кисти. Через две-три минуты, когда вода впитается, и бумага немного просохнет, можно начинать работу акварелью. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные и нежные переходы. Если какое-то место необходимо жестко подчеркнуть, надо дать бумаге высохнуть и проложить мазки нужной силы, или «сухой» кистью усилить те места, которые требуют четких цветовых границ. 

Работа «по — сырому» позволяет добиться свежести и мягкости изображаемых материалов, воздушности и пространства изображения.

Техника по - сырому

6. При работе акварельными красками не следует «зализывать» переходы светотени. Некоторое разграничение переходов света, полутени, тени дает ту живописную игру, которая делает изображение «акварельным».

7. Сильно увлажненное пятно краски на сухой бумаге может образовать при высыхании слишком резкий контур. Поэтому края таких пятен надо смягчить, пока они не успели высохнуть.

8. Если работа не удалась, появилась грязь и глухость тонов, на любом этапе краску можно смыть, пользуясь большой кистью, натуральной губкой или ватой. После просушки можно вести работу заново. Смывать можно только на хорошей плотной бумаге, предназначенной для акварели, натянутой на планшет или стиратор. Очень влажная бумага обычно набухает, горбится, но при высыхании снова натягивается, поверхность ее становится удобной для работы кистью.

9. Первые работы, выполняемые акварельными красками, часто получаются излишне «засушенными», с непрозрачными, сухими и грязными тонами. Эти недостатки на первоначальном этапе обучения естественны, и их не следует бояться. Надо хорошо помнить о том, что все без исключения художники, прежде чем достигнуть прозрачности, легкости и виртуозности в акварели, проходили путь кропотливой, серьезной и длительной учебы.

10. Бумага для акварельной живописи должна быть приклеена к жесткой основе, так как получить хорошие результаты на волнистой, деформированной от влаги бумаге невозможно. Перед работой лицевая сторона бумаги должна быть хорошо смочена чистой водой не менее двух раз с помощью ваты или кисти; второй раз — после того, как она высохнет от предыдущего смачивания.

11. Если высохшую на бумаге краску нужно смыть, это место смачивают чистой водой и кончиком кисти отмывают, после чего прикладывают белую промокательную или фильтровальную бумагу. Процедуру повторяют несколько раз. до полной белизны бумагу отмыть нельзя, но если это необходимо, иногда прибегают после отмывки к обесцвечиванию хлорной водой. Краску с больших поверхностей смывают при помощи простой губки или мыльной водой, которую надо затем быстро удалить. Для придания краскам на бумаге «нежного» тона акварельный рисунок протирают хлебом, благодаря чему удаляют поверхностные слои краски. Хлеб берут белый, без жирных приправ, и немного подсохший, черствый. Хлеб рассыпают крошками и легко раскатывают их ладонью; долго проделывать эту процедуру не рекомендуется во избежание «передачи» влаги, содержащейся в хлебе. Для того чтобы смыть покрытие сравнительно светлыми красками, можно прибегнуть к промывке всего изображения непрерывной струей воды.

12. При работе по сырой бумаге получают характерный эффект — нежный и постепенный переход одних красок в другие (просачивание). Один из вариантов заключается в следующем: бумагу хорошо смачивают с лицевой стороны точно в пределах того участка, на который нужно нанести краску (по контуру), и кистью «вливают» в нее сначала одну краску, затем рядом другую и т. д., которые, соединяясь, образуют общий разноцветный покров.

13. Решить задачу определения в этюде цвето — тоновых отношений могут помочь так называемые опорные разведения акварельных красок (а в масляной живописи — «замесы»). На палитре или в небольших чашечках заготавливаются смеси красок, которые соответствуют определенным тоновым и цветовым отношениям основных объектов пейзажа в данное время. Заготовленные таким образом основные цветовые отношения облегчат построение на этюде общей колористической основы. По ходу работы, безусловно, могут быть различные вариации цвета, влияние новых красок и активизация тех мест, которые по композиционному замыслу должны быть главным цветовым акцентом. Но запасенные таким образом на палитре основные краски не позволят впасть в чрезмерное расцвечивание, не дадут увлечься частностями и потерять целостность основных цветовых отношений.

14. Нужно чаще менять в стакане воду, в которой моют кисти. Тонкие белые блики можно проводить в акварельных работах белой гуашью или проскребать острым ножом.

15. Акварель «боится» сырости, света, мух, поэтому законченную акварель следует прикрыть тканью.

16. Лучшими для акварельных работ являются кисти из шерсти колонка; после работы их рекомендуется отмывать мылом, а время от времени — раствором питьевой соды.

17. Смешивать краски лучше всего на белом фоне фарфора или эмали.

Натюрморт

Живопись акварелью. Для первоначальных работ с натуры надо составлять постановку из небольшого количества предметов (двух-трех) определенного цвета и несложных по форме. Переходить к более сложным натурным постановкам, не достигнув желаемого результата в простых, не следует. Живопись требует систематических упражнений, которые должны постепенно усложняться.

Для наглядной демонстрации процесса живописи натюрморта акварельными красками приведем пример изображения более сложной натурной постановки. Сосуд, входящий в постановку, имеет гладкую блестящую поверхность и, следовательно, ясно выраженный блик. Все предметы расположены на столе, на светло — сером фоне стены и драпировки. На фруктах видны хорошо обозначенные собственные падающие тени и полутени. На коричневом сосуде заметны теплые цветные рефлексы.

По рисунку этот натюрморт не представляет особых трудностей для изображения, но по живописной задаче сложен, потому что передача материальности овощей и фруктов требует большой точности в соблюдении цветовых отношений. Все тончайшие цветовые взаимоотношения должны быть подмечены и переданы в изображении. Помимо световых и цветовых градаций, на каждом предмете необходимо передать их отношения к фону и плоскости, на которой они находятся.

В акварели нельзя сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для первоначального обучения можно считать постепенный переход от более светлых слоев краски к темным. Так легче добиться тональной цельности изображения. Все предметы покрывают сначала слабыми, но по своим отношениям верными тонами, оставляя с большой осторожностью светлые части (блики) предметов совершенно не закрашенными.

Прежде чем писать, надо понять и разобраться в характере цветовых отношений натуры. Все это должно быть изучено и установлено до начала работы, так как акварель плохо поддается исправлению.

Глядя на наш натюрморт, нетрудно убедиться, что самыми светлыми местами в этой постановке будут блики. Фрукты, кувшин и драпировка на столе по цвету насыщенней всех других объектов. Окраска поверхности стола, драпировок и фона нейтральна, менее насыщена. Уже в первоначальной прокладке красок надо придерживаться пропорциональных отношений тонов. Акварельные краски по высыхании высветляются, а потому их можно сразу брать интенсивнее и темнее.

Работая акварелью, надо стараться вначале не закрашивать те части рисунка, которые должны в конечном результате выглядеть светлыми. Вначале прописывают теневые и плотные цветные поверхности предметов. Вообще в первую очередь лучше покрывать предметы, имеющие наиболее сильную окраску. В нашей постановке такими являются фрукты и драпировка на столе. Если начать работу с менее насыщенных объектов, например, поверхности стола, драпировок на фоне, можно так преувеличить их цветность, что после окажется невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, передать правильные отношения.

На первых этапах обучения прокладка красок ведется путем постепенного усиления тонов: первую прокладку красок делают очень легко, слабее и прозрачнее, чем это должно быть в окончательном виде. Цветовое звучание усиливают постепенно, доводя отношения тонов до необходимой выразительности. Каждый новый слой краски при этом способе наносят на просохшие предыдущие слои.

По мере накопления опыта необходимые тона можно брать в один или два приема, не рассчитывая на многократную повторную прописку. Чем большее количество слоев краски проложено на бумаге, тем менее прозрачен цвет предметов, увеличивается возможность появления излишней жесткости и глухоты изображения. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, то легче угадать и соседние. Кроме того, сразу положенные в полную силу цвета гораздо лучше передают первое и непосредственное впечатление художника от натуры

Подбирая цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости от изменений светотени. Коричневый кувшин имеет разные оттенки: на свету одни, в полутени другие, а рефлексы от фона уже не коричневые, а фиолетовые. Кроме того, в тени на фруктах имеются рефлексы, которые различаются между собой и по светлоте, и по оттенку цвета.

Напоминаем, что надо писать все предметы одновременно, сравнивая их по светлоте, цвету и насыщенности цвета, постепенно усиливая тона. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю их группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения.

Прорабатывая объемную форму каждого предмета, внимательно следите за наличием теплых и холодных оттенков на его поверхности. Особенно важно не упускать из виду общую тоновую и цветовую гамму, т. е. колористическое единство всех красок. Без него невозможно правильно передать формы в условиях определенного освещения.

При изображении бликов на предметах нельзя ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках. Цвет блика зависит от цвета, падающего на предмет света и цвета самого предмета: его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик.

Так как светлота и цвет каждого предмета в отдельности зависят от светлоты и цвета окружающих предметов и фона, то цвет предмета нельзя правильно нанести до тех пор, пока не будет написано его окружение. Если мы исправляем цвет какого-то предмета, этим самым мы изменяем одновременно и соседние с ним участки. При усилении теней свет становится ярче. Если мы усветляем и утемняем фон, то четче выделяется свет на предметах, но теряется контрастность теней.

Каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет. Цвет в изображении может иметь смысл только в том случае, если он не воспринимается как краска, а перевоплощается в материал, лепит объем и создает пространство.

Внимание должно быть обращено также на явление воздушной перспективы. В данном натюрморте предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближайшие предметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их отчетливее, но сравнению с дальними. Вот почему ближайшие к нам фрукты изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры дальних предметов как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства: одни предметы лежат ближе к нам, другие дальше. Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план. Влияние воздушной перспективы при изображении натюрморта не всегда легко подметить в натуре, в особенности начинающим художникам. Тем не менее, надо знать о нем и уметь «удалить» на рисунке один предмет и «приближать» другой.

Натюрморт. Гуашь по - сырому

Ослабление и усиление цвета предметов делается следующим образом: совершенно чистой кистью с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен отойти вглубь. Если же задние предметы написаны в слабых тонах и дальнейшее ослабление их красок нежелательно, то можно «приблизить» предметы переднего плана, усилив их яркость и подчеркнув определеннее их контуры натюрморт с постепенным усилением красок. Как недостаток в нем можно отметить излишнюю глухоту и сухость цвета. В некоторой степени утрачена свежесть и прозрачность акварельной живописи. В первоначальных длительных акварельных работах студентов этот недостаток неизбежен. По мере приобретения технических навыков в работе акварельными красками в результате ознакомления с качеством различных красок и их смесей в работах появится и свежесть, и сочность акварельной живописи.