Мастерская творчества и вдохновения

Инструменты для горячего батика

Для росписи способом «горячий батик» следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в которую помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава.

Ковшики и леечки

Для горячего батика необходимо иметь все возможные емкости, снабженные леечками. Это прежде всего может быть медный ковшик с деревянной ручкой, снабженный трубочкой или лейкой для выливания растопленного воска на материал. Круглая леечка представляет собой медный или латунный конусок с тонким отверстием в вершине и ручкой для держания. Плоская леечка представляет собой усеченную пирамидку, вершина которой имеет узкую прямоугольную прорезь с гладко отшлифованными краями. У нее должна быть ручка для держания.

Для изготовления круглых леечек можно воспользоваться листовой жестью, латунью или медью. Лучше всего пользоваться медной леечкой, так как она быстрее нагревается. На пластинке меди размером 80×80 мм (сечением 1 мм) чертят циркулем окружность радиусом 35 мм и отмечают на ней 3 точки. Расстояние между «а» и «б»; «а» и «в» по 65 мм (расстояние по хордам). Все эти точки соединяют с центром окружности радиусами. Ножницами из пластинки вырезают круг и по намеченным радиусам разрезают его на три сектора. Полученные два больших сектора идут на изготовление двух леечек. Вершины углов у обоих секторов чуть-чуть срезают. Из секторов сгибают конуски и, наложив их края друг на друга на 1—2 мм, пропаивают. Затем к конускам с противоположной стороны шва припаивают отрезки проволоки длиной 80—90 мм (сечение 2 —3 мм). На свободные, предварительно сплющенные концы припаянной проволоки насаживают деревянные ручки. Вершины конусов у леечек шлифуют, чтобы они не царапали ткань. Их отверстия для стока парафина должны быть маленькими — 0,2-0,3 мм.

Тонкий, гладкий кончик леечки скользит по ткани во время работы и дает тонкие ровные линии. Леечки остаются горячими более продолжительное время, чем рейсфедеры, но также требую т, чтобы их часто нагревали. Работающий должен иметь 2—3 греющиеся леечки.

Перед началом работы внутрь леечки закладывается небольшой кусочек ваты, которая фильтрует парафин и не дает ему быстро вытекать наружу. Придерживая ватку, из горячей леечки сливают парафин, обтирают кончик и начинают работать. Прикасаясь кончиком к ткани, леечка оставляет после себя следы медленно вытекающего из нее жидкого парафина, пропитывающего ткань. Надо учесть, что кусочек ваты, заложенный в леечку, находится в ней постоянно.

Электрический батикштифт

Наиболее совершенным прибором для горячего батика является электрический батикштифт. Он напоминает собой авторучку 20—25 мм в диаметре. Основой его является медная латунная трубка длиной 100—110 мм и диаметром 10—12 мм (рис. 42). С помощью переходного цилиндра «б», запрессованного в один из концов этой трубки, навинчивается наконечник «г» с входным отверстием 0,3—0,4 мм. Изнутри канал наконечника запирается штифтом «д» при помощи пружины «з». На тело трубки «а» но асбестовой или слюдяной изоляции наматывается несколько секций тонкой голой проволоки с большим электрическим сопротивлением, например нихромовой. К концам обмотки присоединяется мягкий электрошнур 1,5—2 м длиной с вилкой для включения в розетку электросети. Соединенные с обмоткой концы электрошнура плотно укладываются вдоль трубки, укрепляются, и вся обмотка хорошо изолируется. Затем на трубку с обмоткой надевают бумажный, деревянный или фетровый чехол. Электрообмотка штифта рассчитывается на определенное напряжение в сети.

Перед работой батикштифт заставляют несколькими заранее приготовленными парафиновыми палочками, затем включают в розетку электросети. Расплавленный парафин течет по трубке «а», через цилиндрик «б» и заполняет свободное пространство наконечника «г». Наконечник обтирают тряпочкой и приступают к батицированию, т. с. удерживая в вертикальном положении. легко нажимая, водят им по ткани. От прикосновения к ткани выступающий копчик штифта уходит внутрь и открывает выход жидкому парафину из наконечника. Вследствие этого парафин медленно вытекает наружу и вбирается тканью, оставляя на ней следы в виде рисунка, который выполняется работающим. Часто подобные штифты имеют переключатели для перехода с нормального нагрева на слабый или сильный. Эти переключатели в виде плоских металлических скрепочек укрепляют прямо на шнуре на расстоянии 20—30 см от штифта.

Такие электрические приборы могут быть самой разной конструкции, а регулировка нагрева делается по принципу проволочного реостата. Для того чтобы шнур батикштифта не мешал в работе и не волочился по ткани, на которой батицируют, его закрепляют над рабочим местом на блоке или специальной деревянной скрепке.

Если во время работы парафиновая линия получается неровной, прерывистой и парафин плохо проникает в ткань, то возможно, что батикштифт не имеет достаточного нагрева или засорен. При перегреве батикштифт тоже не дает четкого контурного рисунка, так как парафин в этом случае расплывается по ткани.

Для проведения волнистых линий следует иметь разнообразные каталки.

Правила техники безопасности

Техника безопасности.

      Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
  2. На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
  3. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

        Рекомендуется  работать  всегда  в  фартуке,  лучше  полиэтиленовом,  от  него  легче  отмыть  красители. Кроме  этого  необходимо  надеть  резиновые  перчатки  и защитные  очки,  для  предохранения  от  брызг  красителей,  кислот  и  щелочей. 

         Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо одевать резиновые  перчатки. Это  относится  и  к  кальционированной  соде,  которая  является  сильным  щелочным  раствором,  и  отбеливающим  растворам,  если  вы  работаете  в  технике «вытравка».

         С  порошковыми  красителями  также  следует  обращаться  крайне  осторожно. Избегайте  попадания  порошка  в  дыхательные  пути,  надевайте  защитную  маску  при  отмеривании  составляющих  и  при  смешивании  красителей. Всегда  добавляйте  сухой  краситель  в  воду,  а  не  наоборот. После  того  как  краситель  растворен  в  воде,  маску  можете  снять. 

Всегда  четко  и  разборчиво  помечайте  все  емкости  с  красками  и  химикатами.

  1. Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
  2. Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
  3. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на  водяной бане  на  хорошо регулируемой  электроплитке,  чтобы  не  допускать  сильного  кипения  резервирующего  состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.  Если  воск  начал  дымится,  убавьте  источник  тепла  и  постарайтесь  не  вдыхать  дым.  При  воспламенении  воска  накройте  пламя  жаропрочной  крышкой  и  выключите  нагревательный  прибор. Имеющийся  под  крышкой  кислород  быстро  «сгорит»  и  пламя  потухнет. Оставьте  кастрюлю  с  воском  охлаждаться. Не  поднимайте  ее  и  не  пытайтесь  передвинуть. Никогда  не  гасите  воспламенившийся  воск  водой!!

       Если горячая  капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если  капля  воды  попадет  в  кипящий  воск,  то  это  может  привести  к  взрыву!!!

       Работать  следует  в  защитной  маске  или  респираторе,  особенно  при  приготовлении  резервных  смесей  и  при  выпаривании  воска  утюгом  в  горячем  батике.

        При  работе  с  воском  никогда  не  оставляйте  кастрюльку  с  воском  без  присмотра.

  1. Не  разбрасывайте  кнопки  и  булавки,  а  также  крючки   для  крепления  ткани  к  раме.

Храните  мерные  ложечки,  банки,  чашки,  мисочки,  кастрюльки  и  другое  оборудование,  которое  вы  используете  в  работе,  отдельно от  кухонной  посуды  и  утвари.

Подготовка тканей и рабочее место художника

В книге древнего Китая «Чжоу ли» периода Хань (II в. до н. э.) подчеркивается тесная связь подготовки нитей к окраске с процессом окрашивания: «Выварщики приготовляют шелк, который окрашивают красильщики. Если первая работа не выполнена, то краски не сядут на шелк». Эта цитата говорит о важности подготовки ткани для батикирования. Приготовление ткани можно разделить на три этапа: а) промывка; б) выварка; в) выбелка.

Древние китайские мастера по выделке знаменитых шелковых тканей считали промывку одним из важных этапов, и вот любопытная цитата из «Чжоу ли»: «Выварщики шелка обрабатывают шелковые нити горячей водой, они промывают шелк в нитях очищенной водой. Через семь дней они помещают нити сушиться в земле на глубине (около 25 см) и сушат на солнце. Днем нити сушатся на солнце, ночью их помещают в колодец. Эта операция длится семь дней и семь ночей. Именно это называется промывка водой шелковых тканей».

И вот спустя две тысячи лет наша современница, прекрасный художник по батику И.В. Трофимова с не меньшей строгостью подходит к промывке тканей: «Хлопковую ткань одну-две ночи вымачивают в воде, потом стирают, сушат, кипятят в рисовом отваре, опять сушат, отбивают деревянным вальком, чтобы она стала гладкой, а только потом натягивают на раму».

В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон (хлопок, лен, вискозный шелк); различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон (лавсан, теторон и др.); ткани из полиамидных волокон (капрон, нейлон и т. д.); ткани из полиакриловых волокон (нитрон, акрилан). В работе можно использовать ткани, бывшие в употреблении, — одноцветные и с набивным рисунком, но они требуют более тщательной обработки и подготовки. Во всяком случае, как новые ткани, так и старые требуют всех этапов подготовки. Как это было в Древнем Китае, сегодня художники — батикисты работают на хорошо подготовленной поверхности. Вот несколько советов по обязательной подготовке ткани.

 Организация рабочего места

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол — тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола — 1 м . На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящая из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны иметь острые кончики и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой. Это вариант идеального рабочего места батикиста в мастерской или учебном классе по художественной росписи ткани. На обыкновенных или раздвижных рамах на расстоянии 5—6 мм от краев реек не менее 2 см друг от друга набейте гвозди, проходящие сквозь рейку. Они должны выступать над рейкой на 12—13 мм и быть не толстыми, с острыми концами.

Можно применять специальные крючки для натяжения полотна. Бывают в продаже крючки с пружинками, которые удерживают ткань на весу. 

Они крепятся к раме при помощи резиновых колец или вставных зубов. Крючки покрывают специальным лаком или протирают тряпкой, смоченной спиртом. Профильная рама оклеивается липкой лентой (скотчем) и после загрязнения заменяется.

Однако часто начинающие заниматься батиком не могут иметь таких условий, поэтому можно обойтись любым столом, покрытым клеенкой, размер стола — не менее 1 кв. м. К задней стороне стола, если он стоит не у стены, следует прибить экран — для того, чтобы можно было упирать раму с натянутой тканью.

Рамы могут быть разные:

простые вышивальные пяльцы для пробных эскизов или небольших миниатюрных росписей;

  1. подрамники для натягивания холста, которые используются для живописи масляными красками. Рейки, из которых делается такой подрамник, должны быть обработаны под углом (рис. 30), чтобы ткань не прилегала плотно к поверхности рейки. Такие подрамники можно использовать для небольших работ, которые после готовности будут сниматься с этого подрамника: платок, салфетки, шарфик…;
  2. рама для определенной композиции, например декоративного панно, которое в дальнейшем будет оставлено на этой раме и оформлено багетом. К выполнению таких рам нужно отнестись особенно внимательно. Во-первых, необходимо рассчитать ширину рейки и размер рамы, чтобы при натягивании на нее ткани раму не повело. Для этого используется хорошо высушенный брусок из сосны. Во-вторых, необходимо учитывать качество ткани, на которой будет выполняться роспись. Для хлопчатобумажных тканей ширина рейки должна быть больше, чем для шелковых. Рейки должны быть скошены так, чтобы ткань не прилипала к ним, особенно во время работы с горячим батиком. Углы такой рамы следует собрать в «поддерева», без уголков, которые могут просвечивать, особенно на шелковых тканях;
  3. для быстрых, пробных работ, а также для шелковых небольших росписей для одежды, когда ткань нельзя закреплять кнопками и гвоздиками, используют картонную коробку без верхней крышки и прикрепляют ткань портняжными булавочками к краю картона. В таком случае края ткани не намачивают. Это годится и для холодного батика.

Закрепление ткани на раме

Самый простой и удобный способ (помимо описанной выше рамы со специальными крючками) — работать с канцелярскими кнопками, особенно с трехзубчатыми. Однако у них есть большой недостаток — при натяжении влажной ткани, особенно когда она пропитана соляной загусткой для свободной росписи, кнопки покрываются ржавчиной, плотно входят в ткань, и на этом месте, после снятия кнопок, возможны разрывы. В этом случае необходимо пропитывать кнопки специальным химически стойким лаком или хромировать. Если нет такой возможности, раму необходимо выполнять на 7-10 см больше нужного размера, чтобы потом линию накопления ткани убрать по всему периметру.

Для прикрепления ткани на раму можно использовать нержавеющие мебельные кнопки или мебельные гвоздики.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.

Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

  • 6 частей сосновой смолы;
  • 4 части парафина;
  • 1 часть пчелиного воска;
  • 0, 25 части даммаровой смолы;
  • 0, 25 части жира.

Воск для покрытия больших площадей:

  • 2 части пчелиного воска;
  • 1 часть сосновой смолы;
  • 0,5 части даммаровой смолы;
  • 0,5 части парафина;
  • 0,1 части жира.

Воск для кракле:

  • 5 частей парафина; 
  • 5 частей сосновой смолы;
  • 1 часть даммаровой смолы;
  • 0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.

2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.

3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.

4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.

5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.

6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.

7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.