Мастерская творчества и вдохновения

Начальные сведения о рисовании с натуры и по воображению.

«Рисунок» — изображение, начертанное на плоскости, основной вид графики. Термин «рисунок» с XVIII века предполагает натуралистичное отражение действительности с помощью линий, передачу черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения и др. В этот период натурное рисование в России состояло в выполнении стремительных зарисовок (первое соприкосновение художника с натурой и выделение явлений из общего «потока жизни»), с одной стороны, и штудии (анализ строения предмета, сочленение и связи составляющих его частей), с другой стороны. В XIX веке — начале XX века, натурная студия являлась основной сферой деятельности при получении систематических знаний, умений и навыков в условиях художественных заведений и приняла вид так называемого академического рисунка.

Технология и техника рисунка графитовым карандашом.

1.1. Материалы карандаш (графитный)

В конце XVIII века чех И. Гартман изготовил графитные стержни, состоящие из смеси графита и глины с последующим обжигом. Меняя состав глины и графита, изменяют твердость (мягкость) стержней. В настоящее время выделяют 15 групп Т; МТ; М (за рубежом — Н; НВ; В) и др.: цифровой показатель перед буквой характеризует степень твердости (мягкости) грифеля, а буква — наименование группы твердости (мягкости). Французский ученый Н. Контье предложил вклеить графитовые стержни в деревянные пеналы длиной 18 см как цилиндрической формы, так и граненой.

Рис. 1. Способ заточки карандаша I

Выбор карандаша зависит от качества бумаги. Так, на гладкой бумаге легче работать мягким карандашом, на шероховатой — карандашом средней мягкости (2М). Выбор карандаша определяется задачами художника: наброски лучше выполнять мягкими; длительные рисунки начинают твердым или средней мягкости (ТМ; М); заканчивают мягким (2М; ЗМ и др.).

Так как острием графита больше рисуют тонкие линии, штрихи (т.е. выполняют штриховку), а боковой частью проводят толстые линии и пятна (выполняют тушевку), то важно правильно заточить карандаш: деревянную оправу стачивают на 25-30 мм с обратной стороной от наименований, а графит обнажают на 8-10 мм (рис. 2). Конец графита можно заточить в зависимости от выполняемого графического действия: остро (иглой), тупо, плоско и т.д.

Бумага

Необходимо сказать, что для рисования годится любая бумага: белая, тонированная; тонкая, плотная и т. д. Однако умелый подбор бумаги поможет достичь ещё больших результатов, В отличие от угля, сангины, мела, карандаш требует шероховатую бумагу с мелкой или средней зернистостью. Зернистая поверхность рисовальной бумаги выдерживает длительную работу с карандашом, но для учебных целей наилучшей бумагой будет плотная белая со слегка шероховатой поверхностью. Стороны листа бумаги часто отличаются друг от друга по текстуре (зернистости) — для работы можно выбрать любую, т.к. проклеены они одинаково. Бумага высокого качества помечена в углу листа водяным знаком. Современный ассортимент бумаги для рисования представлен крупнейшими странами — производителями: Англия, Франция, Испания, Германия. Бумага для рисования продаётся отдельными листами (50×65; 70×100) в виде блок — альбомов или рулонов (200×1000).

1.2. Инструменты: резинка (ластик)

Рис. 3. Резинка, подготовленная к работе

Резинка предназначается для стирания (удаления) какого — либо элемента в карандашном рисунке, для исправления деталей; высветления (обработки, чистки) какого-либо участка в рисунке. Резинки бывают нескольких типов: жесткие (пластиковые, каучуковые, с наполнителем — толчёным стеклом); мягкие (как пластилин — «снимки»; мелко размолотая мраморная пудра со значительным количеством фактиса — растительного масла, обработанного серой).

Для работы над рисунком удобны белые резинки, отличающиеся эластичностью, упругостью, легко удаляющие графитный карандаш, при этом не загрязняя поверхности листа. Они рассчитаны на продолжительный срок службы (хорошо хранится; при правильной эксплуатация не требуют дополнительного ухода). Несмотря на разнообразие форм и размеров резинок, выпускаемых современной промышленностью, следует заострять резинку с одного конца, т.е. срезать наискось, чтобы можно было попадать в труднодоступные места на изображении или уменьшать её размер для удобства в пользовании (рис. 3).

В последнее время в продаже появились «декоративные» резинки, которые из-за своего химического состава (структуры и искусственного подкраса) не пригодны для художественного творчества и учебного рисования, т.к. засаливают бумагу и размазывают карандаш, а также линяют, оставляя после себя цветные следы.

Эстомп (растушевка)

Эстомп — бумажная палочка с заостренным и сточенным на шлифовальной машине концом. Эстомп служит для «смягчения» рисунка и получения тоновых пятен градаций нужной интенсивности; позволяет получить нежнейшие переходы тона, т.к. штрих, нанесенный карандашом, теряет свою четкость (рис. 4а).

Нож

Нож складной перочинный, нож с выдвижным полотном, варианты самодельных «косячков», медицинский скальпель, лезвие и другие ножи в процессе рисунка необходимы для заточки карандаша, для резки бумаги (рис. 4б).

Рис. 4. Инструменты художника-графика; а - эстомп (растушевка), б- ножи

Зажим, кнопки, клейкая лента

Рис. 5. Кнопки канцелярские

Фиксаторы для крепления бумаги на планшет (мольберт, папку). Для длительных работ бумагу рекомендуется наклеивать на планшет мучным клейстером. Для выполнения зарисовок в условиях пленэра (на природе) лист бумаги фиксируется на папке с помощью круговых резинок.

1.2. Приспособления

Папка картонная среднего формата предназначена для хранения бумаги и в качестве основы — планшета для закрепления листа во время работы.

Ученический планшет — доска, для рисования; рама (203×288; 550×750;

650×1000) с вделанной в нее доской из фанеры.

Мольберт — подставка под планшет или для крепления листа бумаги:

  • ученический мольберт представляет собой доску с откидными ножками и прикрепленной к ней полочкой с бортиком под материалы, инструменты; угол наклона регулируется ограничителем или без него — произвольно (по усмотрению рисовальщика);
  • складной мольберт (походный) из дюралюминиевых трубок — стойка из трех распорок и держателей для закрепления планшета с бумагой.

Средства рисунка и технические возможности карандаша.

Рисунок помогает художнику достоверно запечатлеть объекты действительности с помощью графических «условностей» — средств рисунка. Средствами карандашного рисунка являются линия, пятно, штрих, светотень, фактура (точка, разомкнутая свободная линия и др.) и т.д. 

Средствами тонального рисунка являются тональные градации по светлоте: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Регулируя наклон карандаша и нажим на него при изображении, вид заточки, способ держания в руке, можно добиваться различных графических эффектов. Вращая карандашом вокруг своей оси, можно варьировать толщину линии.

Рис. 6. Работа карандашом при выполнении детализации рисунка
Рис. 7. Основной способ держания карандаша при выполнении графических работ
Рис. 8. Положение руки при тоновом решении рисунка

Рисунок карандашом отличается сероватым тоном (предельное тоновое положение задаёт тот или иной тип графитного карандаша), без интенсивного зачернения, с легким блеском.

Резинка в сочетании с карандашом также позволяет задавать в изображении различные эффекты: мягкие высветления тона; акцентирование контура, формы предметов; ослабление контура при передаче световоздушной среды и т.д. Существует несколько приёмов пользования резинкой: движение по бумаге (штриховочное, тушевочное, произвольное), прикладывание к бумаге (плоскостью, торцом, ребром, углом). Эстомп придаёт рисунку обобщенность, нежную валерность, благодаря мягким тональным переходам.

Технические приемы работы карандашом

Все средства рисунка могут быть реализованы в различных композиционных решениях (в данном случае в набросках-эскизах и длительном академическом рисунке). Выбор того или иного приема, способа и техники не случаен, а обусловлен рядом факторов: объектом изображения, задачей автора, условиями выполнения работы и т.д.

Несмотря на консервативность академического рисования относительно выбора техники, использования способов и приемов, и здесь возможно оригинальное творческое преломление изображаемого объекта, выработка индивидуальной манеры изображения.

Относительно средств рисунка выделяются следующие способы графических решений: линейное, пятновое, линейно-пятновое, тональное, светотеневое.

Технические приемы работы карандашом штрихование, тушевание, растирание (резинкой, эстомпом) и смешанный тип.

Однако механическое использование имеющихся способов и технических приемов не приведет к желаемому результату. Большое количество изобразительных средств также не всегда позволяет достичь выразительности и убедительности рисунка.

Штриховка прием нанесения тона штрихами, тон задается за счет наслоения штрихов. Манера штрихования зависит от многих факторов: направления штриха (вертикальный, горизонтальный, наклонный, однонаправленный или разнонаправленный (хаотичный), размера — длины штриха (раздельные, соединённые в одну направляющую); расстояния между штрихами и т.д. По способу моделирования формы предметов тоном выделяются:

  • параллельная штриховка — одинаковая светлота линий — штрихов, равное расстояние между ними или изменение этих интервалов (рис. 9а);
  • перекрестная штриховка — пересечение параллельных штрихов под прямым углом (рис. 9б);
  • ромбоидальная перекрестная штриховка — пересечение параллельных штрихов под слегка измененным углом (рис. 9в);
  • избирательная штриховка — повторное перекрытие ранее нанесенного слоя штриховки для получения ровного тона поверхности) (рис. 9г);
  • оригинальная штриховка — декоративное решение пятна за счет имитации поверхностей (рис. 9д) и т.д.
 Рис. 9. Способы нанесения тушевки и штриховки: а - тушевка; б - параллельный штрих; в - перекрестный штрих; г - ромбоидальный штрих; д - оригинальный штрих

Тушевка — прием нанесения тона слитными штрихами, тон задается за счет нажима на карандаш (рис. 9а). В учебном рисунке не рекомендуется прием растирания штриховки пальцем, который начинающие художники зачастую используют для ускорения тушевки, т.к. возникают загрязнения в виде очень плотных и глухих пятен иных оттенков, «вырывающихся» из общего тона рисунка.

Тушевка и штриховка часто используются одновременно (в одном изображении) и способствуют выявлению объемности предметов.

Источник:

  1. Базылев О.С. Академический рисунок.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд». – 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвящение, 1981. – 239 с., ил.
  3. Статья Краски из энциклопедии Брокгауз и Ефрон