Мастерская творчества и вдохновения

Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения и формирования урало-сибирской росписи были такие города как Соликамск, Тюмень, Тобольск и др. 

       В XVIII-XIX вв. крестьяне расписывали берестяную и деревянную посуду, металлические изделия. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. В изготовлении икон была распространена специализация. Среди иконописцев выделялись «травники», «личники», «доличники». Мастера-травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Это стало городским ремеслом. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, вблизи Далматова изготавливали прялки.

В 40-х гг. XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Существовал так называемый «крестьянский» тип расписного бурака – с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи, самой распространенной композицией являлся «букет». Букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.

Одним из наиболее развитых видов народного искусства на Урале было создание праздничных прялок. В росписи прялок чаще всего используемой и любимой была композиция цветущего дерева с сидящими на нем птицами. В уральской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случае, когда цвет фона был теплым, холодные тона мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму. В долматовских прялках сложилась своя разновидность живописи с размашистой манерой исполнения. В горнозаводских селениях изготавливали токарные и составные прялки. Украшали их различными видами росписи – от «графической» росписи с тюльпанами, купавками и ягодами, до «живописной» с тагильскими розами и простой окраской «под малахит».

Цветовая гамма росписи состоит из оттенков красного, синего, жёлтого и зелёного цветов, иногда используется тёмно-коричневый цвет. В росписи обязательно присутствуют белый (для моделировки форм) и чёрный (для приписок элементов) цвета. Сама техника росписи очень простая.

После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. Основные элементы росписи – розы и цветущие деревья. Самой распространенной композицией является «букет».