Мастерская творчества и вдохновения

Узелковая окраска тканей

Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов… Одним словом — это механическое резервирование тканей. В различных странах наименование такой краски разное: в Милане ее называют «планги», в Индии — «бандана», в Японии — «тибари»…

Обучение батику логично начинать именно с этой техники: происходит знакомство с тканью, красителями, приготовлением краски, запаркой изделия… А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе; учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша эта техника для различной кружковой работы: приготовления театрального реквизита — занавесок, костюмов: моделирования одежды, выполнения тканей для интерьера.

Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним пли несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается в два раза, и только потом на ней завязываются узлы.

В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка.

Посуда для крашения должна быть нержавеющей и вместительной. Содержимое пакета с красителями, предназначенными для крашения хлопчатобумажных тканей, растворите в 0,5—1 л теплой воды, раствор процедите в посуду для крашения и долейте теплой воды, объем красильного раствора должен быть таким, чтобы изделие было полностью погружено в него.

В раствор добавьте 1—2 ложки соли, все перемешайте и доведите до кипения. Затем быстро погрузите в раствор подготовленный материал, кипятите 5—7 мин. Потом перенесите изделие в посуду с холодной водой и промойте, не развязывая узлов. После этого развяжите узлы, расправьте ткань и промойте сначала теплой водой, потом горячей с моющими средствами и окончательно сполосните в теплой воде. Изделие слегка подсушите и прогладьте.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Вполне пригодны и ткани, бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать и более дорогие ткани — натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Только имейте в виду, что все эти ткани не должны иметь примесей синтетических волокон, для которых необходимы более сложные красители.

Подготовка рабочего места

К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате, где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой. Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он окрашивания. Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя, соответствующего выбранной ткани; окрашиваемый материал, предварительно подготовленный по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить, свеча, пластмассовые прищепки для белья, лоскут старой ткани или гигроскопической бумаги, старые газеты, щетинные кисти и поролоновые губки.

Есть несколько способов механического резервирования тканей, с помощью которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани. К ним относятся завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала и др.